Навигация
СЛАБОВИДЯЩИМ


ВНИМАНИЕ! ДЛЯ РАБОТЫ РЕЖИМА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ В ВАШЕМ БРАУЗЕРЕ ПОДДЕРЖИВАЛСЯ И БЫЛ ВКЛЮЧЕН JAVASCRIPT.
Авторизация
Приветствую Вас, Гость

Формирование здоровьесберегающей среды
в МКОУ «СОШ с. Ек-Никольское» как основного средства сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов осуществляется посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. Школе удаётся быть конкурентноспособной на рынке образовательных услуг при условии организации учебного процесса на принципах сохранения здоровья обучающихся. Через здоровьесберегающие проекты достигается одна из главных целей – обеспечение повышения качества обучения и воспитания. Все эти проекты объединены вектором деятельности, направленным на развитие самого ценного – здоровья детей. Здоровье является базовым компонентом гармоничного развития человека.

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.

Создание здоровьесберегающей среды обучения в школе формируется через создание материально- технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих педагогических технологий. Для создания здоровых и безопасных условий работы и учебно-воспитательного процесса в школе проходит апробация и оценка большинства инновационных разработок по следующим направлениям:

здоровьесберегающая внутришкольная среда;

оздоровительные технологии;

интенсификация двигательного режима обучающихся через физминутки, подвижные игры, часы здоровья, спортивные праздники, соревнования;

проведение мониторинга состояния здоровья;

оптимизация школьного питания: горячее питание, соки, витаминизация 3-х блюд.

Реализация нацпроектов представила возможность школе приобрести уличный спортивный инвентарь, комплекты ученической мебели, технологическое оборудование для пищеблока, оборудовать классы информатики с учётом санитарно- гигиенических условий работы. Одна третья часть кабинетов в школе оснащена новой мебелью, соответствующей росту учащихся; соблюдается тепловой режим, спортивном зале; укомплектован медицинский кабинет.

Проведенное исследование общего эмоционального состояния учащихся показало, что более 50% имеют повышенный уровень тревожности, наблюдается резкое снижение уровня умственной работоспособности у учащихся 1-11 классов к концу учебного дня и недели, что свидетельствует о развитии утомления, ведет к возникновению проблем в обучении и развитии, провоцирует рост числа хронических заболеваний.

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Увеличение объема домашних заданий, заставляющее детей часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения гиподинамии.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья – самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. Собеседование с обучающимися показало, что здоровье является для большинства учащихся одной из главных жизненных ценностей. Однако дети неадекватно оценивают состояние своего здоровья, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном организме. Наряду с этим собеседование с педагогами показало недостаточную валеологическую компетентность; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий: толерант­ности, доброжелательности, чувства юмора и др.

Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающей среды школы, которое призвано решить проблемы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Поэтому была составлена программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Будь здоров!» на 2011-2016 гг. в программе отражены следующие проблемы:

проблема учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;

проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

проблема питания школьников;

проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);

проблема вредных привычек;

проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

проблема организации сотрудничества с родителями уча­щихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, - сердцевина здоровьесберегающей педагогики. Большая часть этих условий, как и гигиенических, регламентированы в СанПиНах, но в отличие от первых здесь бесспорен приоритет педагогов.

Учебный план школы разработан с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников, на основании которого составляется общешкольное расписание уроков и внеклассных мероприятий с учетом шкалы Сивкова М.Г. Особое внимание уделяется правильному распределению нагрузки для учащихся начальной школы. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируются в один день.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.

Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью обеспечивается как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (ОБЖ, биологи, физической культуры и др.), через классные часы, уроки здоровья, которые проводятся не только в традиционной форме, но и с использованием тренингов, дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий.

В программе каждой учебной дисциплины отводится время на рассмотрение вопросов, связанных с пропагандой здорового образа жизни, мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, экологическим проблемам.

Одной из основных проблем школы является организация питания. Составлен план мероприятий по организации питания в школе на 2012-2013 учебный год, включающий разделы организационно-методических мероприятий, административной работы, работы с родителями, организацию работы по материально-технической базы пищеблока, столовой.

Классные руководители говорят о правильном питании на классных часах, проводят уроки здоровья. Ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. На таких уроках ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.

100% учащихся школы охвачены питанием. Школа проводит С – витаминизацию блюд. Для улучшения качества употребляемой питьевой воды используется бутиллированная вода в летнее время, в учебное время обучающие пьют чай.

За организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил следит бракеражная комиссия в составе медицинской сестры, шеф-повара, секретаря школы. Они проводят бракераж пищи, контролируется соблюдение правил хранения продуктов и санитарно-гигиеническое состояние помещений.

Медицинская сестра составляет меню, проводит осмотр работников пищеблока, ведет необходимые журналы по пищеблоку.

Директором школы утвержден режим работы школьной столовой, график питания обучающихся, привлекаются общественные организации для контроля за работой пищеблока. Шеф-повар в летнее время прошла курсовую подготовку по работе на новом технологическом оборудовании, провела семинарское занятие с сотрудниками пищеблока.

Для улучшения организации питания приказом назначен ответственный (Захарова И.В.) за данный вид деятельности, который ведет работу по составлению проектов приказов, сбору денежных средств от классных руководителей, выдачу квитанций родителям, дети которых питаются платно. Ежемесячно издается приказ на организацию питания. Классные руководители ведут журналы по организации питания в классах.

Соблюдению санитарно-гигиенических норм в школе уделяется должное внимание. Составлен план-график контроля на весь учебный год за соблюдением данных норм и правил техники безопасности в школе.

Сегодня остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности.

Особое место в образовательном процессе занимает внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Анализ работы по физическому воспитанию обучающихся показывает оздоровлено всеми формами физкультурно-спортивных мероприятий (основная форма – урок, соревнования, физкультурные праздники, спортивные секции, ОФП – 90%). К окончанию учебного года наблюдается увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития и снижение количества обучающихся с низким уровнем развития.

За счет малых форм физического воспитания удовлетворяется потребность в движениях и реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности.

Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоничному развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств.

Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся. У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с планом работы школы проводится контроль по проблемам: «Нормализация учебной нагрузки», «Дозирование домашних заданий»; осуществляется контроль за работой учителей-предметников по исполнению нормативных документов: ст. 51 закона РФ «Об образовании» (охрана здоровья обучающихся), санитарно-эпидемиологических правил СанПин: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а также за соблюдением оптимального здоровья обучающихся.

Деятельность школы, направленная на оздоровление и гармоничное развитие обучающихся, позволила добиться некоторых результатов. Улучшилось посещаемость занятий. Проведение массовой витаминизации в начальных классах уменьшило количество пропусков по причине острой заболеваемости.


© 2011 - 2019 МКОУ "СОШ с. Екатерино-Никольское".

  Яндекс.Метрика